Внимание! Автор книги раскрывает в этой главе все ключевые события и сюжетные повороты фильма. Также обращаю ваше внимание на то, что в фильме Дракон Удачи «Фухур» (нем. «Fuchur») переименован в «Фалькора». Далее в тексте использовано именно это имя. — Прим. перев.
На сегодняшний день (книга написана в начале 1984 года. — Прим. перев.) более 1,2 миллиона человек приобрели роман Михаэля Энде «Бесконечная история». Поскольку сценарий фильма местами отличается от литературного оригинала, ниже приводится краткое описание сюжета. Это также облегчит классификацию отдельных фрагментов съемки по ходу нашего повествования.
Бастиан живет в маленьком американском городке. Он — тихий ребенок. Мальчик, погруженный в мечты и фантазии. Его мать недавно умерла. Он остался наедине с отцом.
Утром отец и сын встречаются за столом во время завтрака. Это единственные минуты, когда они могут поговорить друг с другом. Но отец не понимает мечты и переживания своего впечатлительного мальчика. Он интересуется только успеваемостью в школе, и это не добавляет ребенку радужного настроения.
Как и каждый день, Бастиан идет в школу и, как и каждый день, сталкивается с тремя старшеклассниками, которые хотят избить его. Но на этот раз Бастиан убегает и попадает в книжный магазин Кореандра — загадочный маленький мир, прямо противоположный неуютному городу за дверью.
В магазине Бастиан видит книгу «Бесконечная история». Он чувствует, что из-под этой толстой рыжей обложки исходит нечто волшебное и тайно берет книгу с собой.
Вместо того, чтобы идти в класс, мальчик прячется со своим сокровищем на школьном чердаке и приступает к чтению.
В момент, когда Бастиан открывает книгу, он уводит нас в фантастический, неизведанный мир — Фантазию. Но эта сказочная страна находится на грани исчезновения.
В мрачном лесу встречаются необычные обитатели Фантазии: гигантский Скалоед, Ночной Альб с Летучей Мышью и Коротышка на Гоночной Улитке. Их объединяет общая озабоченность: неудержимое Ничто разрушает их мир.
Вместе они отправляются в центр волшебной страны к Башне из слоновой кости. Эта Башня — больше, чем просто сказочный замок. Это — сердце Фантазии. Строение километровой высоты, растущее как цветок из горного массива. На вершине находится дворец Детоподобной Императрицы. Здесь собрались жители Фантазии, чтобы дождаться человека, который может их спасти.
Но приходит не рыцарь, а подросток — Атрейу. Вооружившись только магическим Аурином, символом силы и могущества, мальчик вступает в схватку с неведомым врагом.
Полное приключений путешествие по заснеженным равнинам и пустыням приводит Атрейу вместе с его белым конем Артаксом в Болота Печали.
Но Атрейу не знает, что за ним началась охота. По его следу идет оборотень Гморк — воплощение зла, которое хочет помешать мальчику спасти Фантазию.
В болотах Атрейу теряет верного спутника Артакса и находит Древнюю Морлу, мудрую гигантскую черепаху, которая отправляет мальчика в длинный путь к Южному Оракулу.
Звонит школьный звонок, но Бастиан остается в своем укрытии на чердаке. История все больше и больше затягивает его своими чарами. Он чувствует, что постепенно становится частью этого фантастического приключения.
Когда Атрейу грозит гибель в болотах, Дракон Удачи по имени Фалькор в последний момент спасает его от зубов Гморка. Дружелюбное гигантское существо переносит Атрейу к следующему этапу его Одиссеи, к ученым гномам Энгивуку и Ургль, к Воротам Сфинксов, которые взглядами убивают всех, кто сомневается в себе — и, наконец, к Волшебному Зеркалу.
Волшебное Зеркало является связующим звеном между реальным миром и миром Фантазии. Здесь, во время сильной метели, Бастиан и Атрейу впервые мимолетно видят друг друга, и маленький мальчик на чердаке понимает, что магия книги все больше и больше овладевает им.
Южный Оракул говорит Атрейу, где нужно искать спасение: только человеческий ребенок может спасти Фантазию от разрушения, но он живет за пределами мира грез.
На Драконе Удачи Фалькоре Атрейу переживает невероятный полет к границам Фантазии. Внезапно путешествие обрывает ураган: мальчик падает с Фалькора в море.
На пустынном берегу он приходит в себя и находит разрушенный город. Нечто зловещее тяготеет над руинами. На покрытых трещинами стенах Атрейу находит древние картины, на которых изображены этапы его путешествия. И здесь он встречает Гморка.
Злое чудовище рассказывает ему, почему мир распадается: «Фантазия не имеет границ. Она существует только в человеческом воображении. Но люди перестали верить в свои мечты».
Когда Атрейу открывает себя зверю, дело доходит до борьбы не на жизнь, а на смерть. Мальчик побеждает, но Ничто уже достигло разрушенного города. Стены и деревья накрывает хаос из ураганного ветра с пылью. В последний момент прилетает Фалькор и снова спасает своего маленького друга.
От фантастического мира ничего не осталось. Только Башня из слоновой кости плывет по космосу на клочке земли. Но Ничто уже проникло в сердце Фантазии.
В тронном зале рушащейся башни Атрейу впервые встречает Детоподобную Императрицу. От нее он узнает, что его миссия была успешной, потому что он привел с собой человеческого ребенка. Но теперь этот ребенок должен принять решение о спасении Фантазии. Он должен, наконец, перешагнуть порог между реальностью и воображением.
Бастиан ошеломленно сидит в своем укрытии, в то время как последнее убежище страны Фантазии распадается на части. Сражается против своего разума. Но, в конце концов, осмеливается шагнуть в другой мир.
Только песчинка остается от владений Детоподобной Императрицы. Но для Бастиана этого достаточно. Он приносит с собой то, чего не хватало Фантазии: мечты и воображение. Достаточно, чтобы создать новый волшебный мир из крупицы песка.
➤ Об авторе и его книге
➤ Глава 1. Сюжет
➤ Глава 2. Проект
➤ Глава 3. Планирование
➤ Глава 4. Книга
➤ Глава 5. Охота на сценарий
➤ Глава 6. Автор злится
➤ Глава 7. Айхингер приступает
➤ Глава 8. Один сценарий за другим
➤ Глава 9. Автор видит красный цвет
➤ Глава 10. Большой скандал
➤ Глава 11. Немного Голливуда
➤ Глава 12. Синий экран
➤ Глава 13. Прощание со старым кино
➤ Глава 14. Первый съемочный день
➤ Глава 15. Вольфганг Петерсен
➤ Глава 16. Кто любит играть монстров?
➤ Глава 17. Атрейу
➤ Глава 18. Ночной Альб
➤ Глава 19. Воющий Лес
➤ Глава 20. Голливуд и поворот на миллионы долларов
➤ Глава 21. Гигантский лес
➤ Глава 22. Проблема с художником
➤ Глава 23. Раскадровка
➤ Глава 24. Модели
➤ Глава 25. Поиск Императрицы
➤ Глава 26. Много песка
➤ Глава 27. Болота Печали
➤ Глава 28. Большая мама
➤ Глава 29. За кинокамерой
➤ Глава 30. Рождение звезды
➤ Глава 31. Бак
➤ Глава 32. Башня из слоновой кости
➤ Глава 33. Гморк
➤ Глава 34. Последний раунд
➤ Глава 35. Бастиан
➤ Глава 36. Сюрпризы
➤ Глава 37. Эффекты
➤ Глава 38. Конец
➤ Эпилог