Вольфганг Петерсен, это, в двух словах, было лучшее, что могло случиться с «Neue Constantin». В том числе потому, что в момент подписания режиссером контракта, его имя было на вес золота: он номинировался в качестве первого немецкого режиссера на премию «Оскар». Точнее, его фильм «Лодка» был шесть раз номинирован на высшую награду в кинобизнесе.
Петерсен внезапно стал одним из самых значимых режиссеров в мире. Его имя было в списке номинантов наряду с такими звездами, как Ричард Аттенборо («Ганди») и Стивен Спилберг («Инопланетянин»). Факт, который довел его цену до невиданных до сих пор высот. Его зарплата всегда смущенно скрывалась от съемочной группы, но известно, что Петерсен получил за свою работу более миллиона марок. По немецким меркам это была астрономическая сумма.
Сам Петерсен никогда не оставлял сомнений в том, что он безжалостно добивался для себя высокой зарплаты.
— Я известен, как сильный игрок, — сказал он однажды в перерыве между съемками у шведского стола, который производство ежедневно накрывало для всех сотрудников. — И с номинацией на «Оскар» моя цена удвоилась.
Петерсен был вправе демонстрировать уверенность в себе. «Лодка» была спущена на воду в шести крупных городах США, и в них раздался звон кассовых аппаратов (в североамериканском прокате фильм заработал меньше, чем в Европе. — Прим. перев.). Всего за день до начала съемок режиссер вернулся из настоящего триумфального шествия по Америке. Он был признан одним из пяти лучших режиссеров 1983 года. С ним встречались всемирно известные кинематографисты. О нем сообщало телевидение. Особенно его впечатлил Спилберг. Он не только тепло отзывался о своем конкуренте на телешоу, но и сказал Петерсену:
— Я бы предпочёл снять «Лодку» вместо «Инопланетянина».
Безусловно, это утверждение было сделано, в значительной степени, из вежливости. Тем не менее, оно произвело на Петерсена глубокое впечатление.
Пока приближалась дата вручения премии «Оскар», в Баварии продолжались съемки. Петерсен был в хорошем настроении.
— Я всегда думал об «Оскаре», — однажды честно сказал он. — Охотно это признаю, даже сознавая, что он непопулярен.
Уверен, он имел на это право, потому что, наверное, в мире нет ни одного режиссера, который загодя не сочинял бы благодарственную речь, мечтая о вручении «Оскара». Хотя для большинства людей долгожданная «золотая статуэтка» останется такой же недоступной, как и Луна.
Вскоре стало очевидно, что Петерсену нравится дирижировать техникой «Бесконечной истории».
— Мне нравится использовать технические возможности. Они превосходны. Но я не всегда точно знаю, как работают эффекты, — сказал он однажды во время перерыва между съемками в своем офисе.
Эта маленькая, прекрасно обставленная комната находилась в контейнере, который размещали в каждом павильоне, где работал Петерсен. В дополнение к креслам, стульям и письменному столу, здесь был также диван, на котором Петерсен мог расслабиться.
— На самом деле, я не имею никакого отношения к технике, — сказал он. — Я даже не могу правильно вкрутить лампочку. Но и боязнь техники у меня тоже отсутствует.
Он уже доказал это в «Лодке». Теперь Петерсен совершенно иначе показал, что техника для него второстепенна.
— Например, для меня Скалоед — это абсолютно реальное существо. Я обращаюсь с ним, как с настоящим актером.
Петерсен очень воодушевлялся каждый раз, когда говорил о своем любимом монстре:
— Я с ним разговариваю. И когда он так смотрит на меня, я легко могу забыть, что он не живой и им управляют восемь человек. А если вы забываете об этом, то можете заставить даже куклу играть таким образом, чтобы впоследствии на экране не было заметно технической составляющей, а был действительно красивый персонаж. Тогда я сам поражаюсь тому, что он может сделать.
Работу над сказкой после фильма о подводниках он считал шагом вперед. При этом основным мотивом для Петерсена, вероятно, было создание величайшего немецкого фильма всех времен. Он всегда объяснял смену курса тем, что «хотел, наконец-то, сделать что-то красивое и новое».
— Это был шанс сделать прямо противоположное «Лодке», — сказал он. — Это не результат депрессии, или чего-нибудь подобного. Когда я однажды хотел узнать мнение своего 14-летнего сына Даниэля о «Лодке», он только и сказал: «О, это круто!» После чего я пообещал ему: «Следующий фильм, Даниэль, я сниму для тебя!»
Вольфганг Петерсен быстро сделал карьеру, что для человека, пришедшего на телевидение из киношколы, явление довольно редкое. Его одноклассники только мечтали о съемках, «Молодое немецкое кино» еще не вышло на сцену, а Петерсен уже закончил свой первый фильм для сериала «Место преступления» по заказу WDR. Он назывался «Повреждение металла» и увенчался взрывным успехом. После этого новичку разрешили снять еще пять эпизодов «Места преступления». Среди них был «Аттестат зрелости», который сделал звездой Настасью Кински. Режиссер никогда не скрывал своих пристрастий к массовому кино.
— У меня отличный инстинкт повествования, — говорит он. — Я не хочу вытаскивать на свет «кухонные» проблемы, которые мне неинтересны. Я хочу рассказывать истории.
Этим он и занимался. Даже если сюжеты имели легкий социально-критический оттенок, они, безусловно, привлекали широкую аудиторию. Фильм «Последствия», рассказ о гомосексуальной любви, был одним из таких успешных проектов.
Но даже когда дело касалось денег, гамбургский режиссер всегда проявлял кинематографическое мастерство. Он участвовал во многих постановках и даже инвестировал свои личные средства в «Лодку».
Петерсен любит позволить себе немного роскоши. Примерно такую, как «Мерседес» за 90 000 марок, только чтобы проехать 600 метров от студии до своей квартиры. Тем не менее, он видит себя скромным человеком. «Я не любитель шика», — говорит человек, который только что купил элегантную двухуровневую квартиру на окраине Мюнхена.
И это не удивительно. Его имя стало всемирно известным благодаря «Лодке» и съемкам фильма «Бесконечная история». Контракты, предлагаемые режиссеру, по немецким стандартам являются фантастическими. Американская киностудия «Warner» хочет нанять Петерсена на три года. Получая высокую зарплату, режиссер из Германии должен будет заботиться о новых проектах крупнейшей в мире кинофабрики. Аналогичное предложение одновременно поступило от «Paramount».
— Это звучит весьма заманчиво, — комментирует предложение мечты Петерсен, как всегда, очень сдержанно, когда речь заходит о нем самом. — Просто американцы ориентируются на качество. Они не хотят больше никакого конвейерного производства...
В команде «Бесконечной истории» Петерсен пользовался определенной свободой действий. На некоторых участках работы режиссер боялся принимать быстрые решения. Неоднократно что-то на съемочной площадке менялось в самый последний момент, или ему не нравился один из персонажей. В режиме быстрой съемки необходимо было менять графики, перенаправлять людей и перераспределять расходы. Но, в конце концов, он был звездным режиссером, и ему разрешили позволить себе некоторые причуды.
Особенно в постановке, где не было кинозвезд, и где самые высокооплачиваемые специалисты работали за кадром.
В свою очередь следует отметить, что на съемочной площадке Петерсена обожали. Я не слышал о нем ни одного плохого слова за весь съемочный период. Петерсен знал имена даже светотехников и мог обращаться к ним лично, чем вызвал у них большие симпатии.
➤ Об авторе и его книге
➤ Глава 1. Сюжет
➤ Глава 2. Проект
➤ Глава 3. Планирование
➤ Глава 4. Книга
➤ Глава 5. Охота на сценарий
➤ Глава 6. Автор злится
➤ Глава 7. Айхингер приступает
➤ Глава 8. Один сценарий за другим
➤ Глава 9. Автор видит красный цвет
➤ Глава 10. Большой скандал
➤ Глава 11. Немного Голливуда
➤ Глава 12. Синий экран
➤ Глава 13. Прощание со старым кино
➤ Глава 14. Первый съемочный день
➤ Глава 15. Вольфганг Петерсен
➤ Глава 16. Кто любит играть монстров?
➤ Глава 17. Атрейу
➤ Глава 18. Ночной Альб
➤ Глава 19. Воющий Лес
➤ Глава 20. Голливуд и поворот на миллионы долларов
➤ Глава 21. Гигантский лес
➤ Глава 22. Проблема с художником
➤ Глава 23. Раскадровка
➤ Глава 24. Модели
➤ Глава 25. Поиск Императрицы
➤ Глава 26. Много песка
➤ Глава 27. Болота Печали
➤ Глава 28. Большая мама
➤ Глава 29. За кинокамерой
➤ Глава 30. Рождение звезды
➤ Глава 31. Бак
➤ Глава 32. Башня из слоновой кости
➤ Глава 33. Гморк
➤ Глава 34. Последний раунд
➤ Глава 35. Бастиан
➤ Глава 36. Сюрпризы
➤ Глава 37. Эффекты
➤ Глава 38. Конец
➤ Эпилог