Бесконечная история

Реми Эйссен

Фильм «Бесконечная История». Глава 22: Проблема с художником

Уль Де Рико

Художник Уль Де Рико (граф Гропплеро ди Троппенбург) во время работы над фильмом

Был ранний полдень, и менеджер по костюмам Диему Реми подавала обычный для этого времени белый винный спритцер. В небольшом офисе практически не осталось места между горами ткани и портновскими манекенами с впечатляющими костюмами. Стены были увешаны дизайнерскими эскизами. Мы говорили о предстоящей сцене и курили сигареты Диему, когда зашел художник-постановщик Уль Де Рико.

Увидев эскизы на стене, он побледнел.

— Откуда эти рисунки? — спросил он Диему, и его голос вдруг зазвучал очень тонко и прерывисто.

— Их привез Вольфганг Петерсен на нашу прошлую встречу, — слегка растерявшись, ответила менеджер по костюмам. Ей нравился Уль. Между ними сложилось хорошее дружеское сотрудничество. Для Диему Реми было вполне естественно, что режиссер принес на встречу последние эскизы своего художника-постановщика. Но у рисунков на стене был один маленький недостаток: они были сделаны не Уль Де Рико.

Художник заворожено смотрел на эскизы и не произносил ни слова. Потом выскочил из офиса. Он побежал в студию, собрал вещи и поехал домой на своей машине.

Уль де Рико мог бы избежать драматического отъезда — производитель давно нацеливался его уволить.

В Голливуде говорят, что в каждом фильме есть только четыре важные позиции: продюсер, режиссер, оператор и художник-постановщик. Причина, по которой это понимание еще не было принято в Германии, проста: во-первых, многие немецкие кинематографисты не знают, кто такой художник-постановщик.

Орин

Эскиз и окончательный вариант Орина за авторством Уль Де Рико

Во-вторых, бюджеты фильмов, как правило, слишком малы, чтобы финансировать дизайнерский отдел, и, в-третьих, в Германии практически нет обученных художников-постановщиков. Поэтому «Neue Constantin» нанял художника Уль Де Рико в дополнение к лауреату премии «Оскар» Рольфу Цейтбауэру. Художник был нанят еще Дитером Гайсслером, а Бернду Айхингеру он достался вместе с правами на «Бесконечную историю».

К художникам-постановщикам предъявляются жесткие требования — особенно, когда речь идет о фантастическом фильме. Любой может представить себе замок, или отель, или офис, или такси. Но как насчет Башни Из Слоновой Кости, Болот Печали, Скалоеда или Дракона Удачи?

Художник-постановщик должен уметь изобразить эти вещи таким образом, чтобы они были красивыми, ужасными, пугающими, волшебными, во всяком случае, такими, чтобы они сгущали атмосферу фильма. И все, что он рисует и оформляет, также должно быть пригодным для съемки на пленку.

Настоящее имя Уль Де Рико — граф Гропплеро ди Троппенбург, и он человек с чувственной натурой. Картины, благодаря которым прославился этот вагнеровский поклонник, отражают большую часть его чувственности: таинственные пейзажи, пробуждающие забытые желания и подавленные кошмары.

А среди волшебных лесов и заоблачных гор на картинах Уль Де Рико живут необыкновенные существа, порожденные этой фантастической природой. На этих картинах всегда сияет таинственный свет. «Восход и закат солнца, — говорит Уль Де Рико, — это пограничные состояния дня, которые я люблю».

Башня из слоновой кости

Башня из слоновой кости

С таким прекрасным вкусом к фантастике он привлек внимание индустрии, которая живет исключительно для того, чтобы делать мечты видимыми. Но, к сожалению, идеально рисовать недостаточно, если вы собираетесь управлять дизайнерским бюро на производстве с бюджетом 50 миллионов марок. Вы постоянно находитесь в цейтноте, вынуждены командовать сотрудниками и принимать решения. В подобной ситуации творчество иногда отступает на обочину.

Для Уля, предпочитающего не покидать свою творческую лабораторию по несколько дней, эта ситуация была кошмаром. Ему пришлось поменять свою студию на две комнаты в «Баварии». Не восходящее солнце, а голые неоновые трубки освещали стены, покрытые десятками рисунков.

— Мне так трудно найти здесь покой, — пожаловался однажды художник, когда двадцать сотрудников «Neue Constantin» снова ворвались в его комнаты. Наверное, кто-то опрокинул ведро штукатурки в коридоре, потому что посетители в мгновение ока превратили офис с антрацитовым ковровым покрытием в строительную площадку.

Эстет Уль Де Рико, который даже на работе не снимал шелковый шарф, смотрел на белые следы замученным взглядом. Когда нелюбимые гости похвалили его картины, он улыбнулся.

— Я очень чувствителен, — сказал он. — И любая похвала приносит мне пользу. Даже если она звучит не вполне искренне.

Морла и Атрейу

Морла и Атрейу в Болотах Печали

В любом случае, Уль, как выяснилось позже, привнес слишком много чувственности в эту работу. Как только Дитль ушел, Уль должен был искать взаимопонимание со следующим режиссером. Вольфганг Петерсен не хотел перенимать идеи своего предшественника. Для дизайнера это означало положить старые концепции в корзину для мусора и начать все заново. Сейчас время поджимало, и внезапно деятельность художника, который «предпочел бы работать отшельником», была загнана в жестко рассчитанный график.

И уж конечно, он не мог жить отшельником. Производственный отдел выделил еще четырех человек для работы над дизайном Уля. Но художник не хотел, чтобы кто-то еще «доводил до ума» его идеи. Это были его скалоеды, гоночные улитки, его леса, болота и горы. Часто возникали скандалы.

Техники иногда доводили художника до отчаяния. Созданные им образы приходилось изменять бесчисленное количество раз. Механическая начинка, «оживляющая» куклы и перемещающая их в пространстве, иногда диктовала новые внешние формы. Тогда художник страдал, как будто оперировали его собственного ребенка. «Я думаю, что у них лучшие техники в мире, — стонал он, — фильм на миллионы долларов, а они даже не могут построить Скалоеда так, как я его нарисовал».

Очень осторожно техники начали поручать задания другим сотрудникам. Вот и эскизы, которые Уль Де Рико обнаружил во второй половине дня в кабинете дизайнера костюмов, поступили от его ассистента Хуана Плахуты-Хапля, которому понадобилось всего два дня для того, чтобы сделать работу, которую его босс откладывал в течение нескольких недель.

Ворота Сфинксов

Ворота Сфинксов

Нужно еще раз прояснить: именно Уль Де Рико создал концепцию «Бесконечной истории», но именно его помощники придавали этой концепции кинематографическую форму — особенно после того, как их босс был уволен.

«Neue Constantin» прибегнул к трюку, который был традицией со времен основания Голливуда. Если в то время большие студии кого-то увольняли, то сначала занимали его парковочное место во дворе, вешали на дверь офиса табличку с фамилией преемника, меняли секретаря и только потом удивленному сотруднику вручали извещение.

В случае с Уль Де Рико был выбран прямой подход, но все же не лишенный старых кинематографических традиций. В одночасье руководство сменило все замки в дверях художественного отдела. Когда рано утром 5 апреля художник захотел войти в свой кабинет, ключи не подошли.

Уль Де Рико в ярости побежал к сопродюсеру Дитеру Гайсслеру, которому поручили неприятную задачу — уволить главного дизайнера.

— Я должен сообщить вам, — кратко сказал Гайсслер, — что с конца марта вы больше у нас не работаете.

Таким образом, «Neue Constantin» избавился от своего дорогостоящего сотрудника. Как всегда официально заявляется в таких случаях, «по взаимному согласию».

Афиша

Рисунок для афиши фильма «Бесконечная история»

Наверное, для кинобизнеса важно, что через несколько месяцев производство примирилось с художником-изгоем, и Уль Де Рико нарисовал необычайно красивый дизайн для афиши фильма «Бесконечная история».

Примечание переводчика: в титрах международной версии фильма Уль Де Рико значится, как разработчик визуальной концепции (Conceptual Artist), а позицию художника-постановщика (Production Desinger) занимает специалист по декорациям Рольф Цейтбауэр.

<< Предыдущая             Следующая >>

Оглавление

➤ Об авторе и его книге

➤ Глава 1. Сюжет

➤ Глава 2. Проект

➤ Глава 3. Планирование

➤ Глава 4. Книга

➤ Глава 5. Охота на сценарий

➤ Глава 6. Автор злится

➤ Глава 7. Айхингер приступает

➤ Глава 8. Один сценарий за другим

➤ Глава 9. Автор видит красный цвет

➤ Глава 10. Большой скандал

➤ Глава 11. Немного Голливуда

➤ Глава 12. Синий экран

➤ Глава 13. Прощание со старым кино

➤ Глава 14. Первый съемочный день

➤ Глава 15. Вольфганг Петерсен

➤ Глава 16. Кто любит играть монстров?

➤ Глава 17. Атрейу

➤ Глава 18. Ночной Альб

➤ Глава 19. Воющий Лес

➤ Глава 20. Голливуд и поворот на миллионы долларов

➤ Глава 21. Гигантский лес

➤ Глава 22. Проблема с художником

➤ Глава 23. Раскадровка

➤ Глава 24. Модели

➤ Глава 25. Поиск Императрицы

➤ Глава 26. Много песка

➤ Глава 27. Болота Печали

➤ Глава 28. Большая мама

➤ Глава 29. За кинокамерой

➤ Глава 30. Рождение звезды

➤ Глава 31. Бак

➤ Глава 32. Башня из слоновой кости

➤ Глава 33. Гморк

➤ Глава 34. Последний раунд

➤ Глава 35. Бастиан

➤ Глава 36. Сюрпризы

➤ Глава 37. Эффекты

➤ Глава 38. Конец

➤ Эпилог