18 февраля 1983 года, около 11 часов утра, на вилле «Villa Casa Liocorno» прозвучал телефонный звонок. Звонил Уль Де Рико, он был взволнован.
— Тебе правда нравится новый сценарий? — спросил он Михаэля Энде.
— А что там? — сразу же заволновался писатель. Он в глаза не видел сценарий, по которому наконец-то начали работать в Мюнхене.
О событиях тех дней мнения участников этого процесса разделились.
Теперь уже невозможно воссоздать то, что именно художник рассказал писателю. В любом случае, это, должно быть, способствовало тому, что автор полностью вышел из себя.
— Я очень хотел посмотреть сценарий, — вспоминает тот день Энде. — Но производители вместо этого постоянно звонили мне и пытались все объяснить.
Спокойная беседа с Петерсеном в тот момент была немыслима. Накануне первого съемочного дня у режиссера не было времени на встречу в Италии. Энде чувствовал себя преданным и не хотел покидать свой дом.
— В конце концов, сценарий привезли сюда курьером, — говорит Энде. — Я был в ужасе.
Сущность произведения была полностью уничтожена. Все изменения являли собой полную противоположность «Бесконечной Истории».
С другой стороны, Бернд Айхингер по-прежнему твердо убежден, что у Энде и кинопроизводителей не было различных мнений по данному вопросу. Петерсен и Вайгель в этом отношении думают так же. Только Михаэль Энде не хотел ничего знать о подобном консенсусе. Он чувствовал себя глубоко оскорбленным в своей душе и имел только одну цель:
— Я хотел разорвать контракт.
На этот раз автор и его издатель появились в Штутгарте с двумя адвокатами. Но противоположная сторона заблаговременно подготовилась. В кильватере за Петерсеном и Айхингером также шли два юриста.
— Их адвокаты сразу же перехватили у наших адвокатов инициативу, — с гневом вспоминает Энде. — Они просто сказали: «Если вы предпримете какие-либо шаги, которые хоть малейшим образом помешают нашей работе, мы возложим на вас ответственность за материальный ущерб. Каждый съемочный день обойдется вам в миллион».
Я не знаю дословного текста полемики во время этой драматической встречи. Но очевидно, что для Бернда Айхингера не было и речи о том, чтобы уступить Энде. Остановить кампанию на этом этапе было бы безумием с предпринимательской точки зрения.
Возможно, это был аспект, который видели и юристы издательства. В любом случае, они посоветовали своим клиентам заключить мировое соглашение. Оно состояло из документа, в котором говорилось, что издатель и Энде дистанцируются от сценария, но в то же время обязуются ничего не делать против производства и проката фильма.
Энде:
— Этот контракт возник в момент растерянности и утомления. Я был так вымотан в тот день, что вновь что-то подписал.
Наконец, издательство «Thienemann» предприняло последнюю попытку оказать поддержку пострадавшему автору бестселлера. 11 марта на столы редакций всех крупных газет ФРГ лег толстый конверт. В нем содержалось семистраничное заявление Михаэля Энде, в котором он осудил сценарий самого дорогого фильма Германии.
Некоторые газеты приглашали Энде и брали интервью, но большинство ограничились лишь кратким упоминанием юридического спора в разделах о культуре. Это положило конец скандалу, который чуть не свернул производство на сумму в миллионы долларов. За несколько дней до начала съемок производители наконец-то позволили себе вздохнуть с облегчением: они удержали сценарий в руках. По крайней мере, в этом отношении ничего не могло пойти не так.
➤ Об авторе и его книге
➤ Глава 1. Сюжет
➤ Глава 2. Проект
➤ Глава 3. Планирование
➤ Глава 4. Книга
➤ Глава 5. Охота на сценарий
➤ Глава 6. Автор злится
➤ Глава 7. Айхингер приступает
➤ Глава 8. Один сценарий за другим
➤ Глава 9. Автор видит красный цвет
➤ Глава 10. Большой скандал
➤ Глава 11. Немного Голливуда
➤ Глава 12. Синий экран
➤ Глава 13. Прощание со старым кино
➤ Глава 14. Первый съемочный день
➤ Глава 15. Вольфганг Петерсен
➤ Глава 16. Кто любит играть монстров?
➤ Глава 17. Атрейу
➤ Глава 18. Ночной Альб
➤ Глава 19. Воющий Лес
➤ Глава 20. Голливуд и поворот на миллионы долларов
➤ Глава 21. Гигантский лес
➤ Глава 22. Проблема с художником
➤ Глава 23. Раскадровка
➤ Глава 24. Модели
➤ Глава 25. Поиск Императрицы
➤ Глава 26. Много песка
➤ Глава 27. Болота Печали
➤ Глава 28. Большая мама
➤ Глава 29. За кинокамерой
➤ Глава 30. Рождение звезды
➤ Глава 31. Бак
➤ Глава 32. Башня из слоновой кости
➤ Глава 33. Гморк
➤ Глава 34. Последний раунд
➤ Глава 35. Бастиан
➤ Глава 36. Сюрпризы
➤ Глава 37. Эффекты
➤ Глава 38. Конец
➤ Эпилог