Бесконечная история

Реми Эйссен

Фильм «Бесконечная История». Глава 26: Много песка

Съемки сцены у Ворот Сфинксов. Рабочие сцены разравнивают песок между дублями

Съемки сцены у Ворот Сфинксов. Рабочие сцены разравнивают песок между дублями

Одним майским утром всем членам команды в павильоне 4/5 были розданы пылезащитные маски. Сначала никто не хотел надевать эти неудобные предметы на свое лицо. Но к полудню все бегали, как будто собирались участвовать в операции на сердце. И неудивительно: декоратор Цейтбауэр и его помощники в очередной раз проделали отличную работу — используя тонны мельчайшего песка, превратили гигантский павильон в пустынный пейзаж.

Сначала дизайнеры сцены хотели попробовать сделать его из немецкого песка. Но все это выглядело, как большая гравийная яма. Так что был только один выход — нужен был настоящий песок из пустыни.

Сейчас на съемочной площадке все еще лежит 40-сантиметровый слой оригинального африканского песка из Туниса. Кто-то из офиса Цейтбауэра нашел его в Италии. Дьявол знает, как он туда попал, но это было именно то, чего они хотели: желтый и пыльный, он теперь был повсюду.

— От винта! — командовал помощник режиссера Дон Френч, и дисциплинированный баварский служащий запускал пропеллер самолета, который приводился в движение старым двигателем «Фольксвагена». Два других сценических работника вытряхивали мешки с песком в воздушный поток, потому что в этот момент сценарий предполагал песчаную бурю, через которую Атрейу должен был пробираться вперёд.

Эффект этого искусственного шторма был разрушительным. В считанные секунды в павильоне возник огромный ураган. Вы едва могли видеть свою руку перед глазами. Те, кто снял маски, через несколько часов все еще пытались промыть зубы от песка чашками кофе.

Ной Хэтэуэй репетирует прохождение Ворот Сфинксов

Актер Ной Хэтэуэй («Атрейу») репетирует прохождение Ворот Сфинксов

Актер Ной Хэтэуэй возле «мертвого рыцаря»

Между дублями. Ной Хэтэуэй возле «мертвого рыцаря»

Для оператора Йоста Вакано это было идеально. Он представлял себе песчаную бурю именно так, и его камеры заранее были упакованы в герметичные пластиковые рукава. Съемки в песке длились более трех недель, и за это время всё в зале хрустело и собирало пыль.

Декорация пещеры двух гномов Ургль и Энгивука также снималась рядом с этой «пустыней». Это было сказочное скалистое плато, на котором жили два гнома ростом по колено. Самодельная канатная дорога вела с плато к смотровой площадке на скале, где был установлен телескоп. Атрейу приходилось заниматься гимнастикой, лазая на эту площадку, а его партнерами при этом были две маленькие куклы.

Даже маленькая Ургль, вращавшая штурвал, была искусственная, как и ее муж Энгивук, которого его трудолюбивая хозяйка поднимает в корзине к телескопу. Если он может говорить со своим гостем Атрейу, который лезет на скалу рядом с ним, то только потому, что его рот открывается и закрывается с помощью пульта дистанционного управления.

Эффект в фильме действительно поразительный. Тем более, что Энгивук, который стоит перед телескопом с Атрейу, это настоящий актер Сидней Бромли. Тот факт, что 75-летняя звезда ростом только чуть выше колена мальчика, объясняется простым оптическим трюком. Когда мальчик разговаривает с гномом, кажется, что они стоят друг перед другом.

В действительности взрослый мужчина стоит на том же уровне, но примерно на пятнадцать метров дальше, на заднем плане. Благодаря фиксированному положению камеры, большому количеству света и, соответственно, большой глубине резкости, была создана идеальная оптическая иллюзия.

Репетиция сцены в обсерватории гнома Энгивука. Режиссер Вольфганг Петерсен и актер Ной Хэтэуэй («Атрейу»)

Репетиция сцены в обсерватории гнома Энгивука. Режиссер Вольфганг Петерсен и актер Ной Хэтэуэй. Справа видна ростовая миниатюра Энгивука

Ноя Хэтэуэя приводят в порядок между дублями. В корзине модель — Энгивука

Ноя Хэтэуэя приводят в порядок между дублями. В корзине — модель Энгивука

Все работало как часы, только дракон выпал из этой идиллии. Точнее, выпала десятиметровая спина симпатичного монстра, которого мы впервые видим на кадрах перед пещерой. Уже в первый съемочный день пластмассовая чешуя не выдержала тепла дневных студийных прожекторов и вывернулась наружу, как высушенная змеиная кожа.

Дорогостоящая шкура дракона создавалась неделями, а пришла в негодность за несколько минут. Фалькор был отремонтирован в результате акта насилия: на нем сидели верхом почти 50 часов по выходным дням и клеили новые чешуйки.

Но даже с новой чешуей монстр еще был далек от идеала: не производила впечатления его голова. За физиономию монстра отвечал Коллин Артур, но у визажиста возникли проблемы. Петерсен приходил дважды и отвергал дракона. С первым дизайном он был похож на Плутона, позже напоминал Гуфи (персонажи диснеевских мультфильмов. — Прим. перев.) . Его изготовители недоумевали: «Мы свихнемся, пока поймем, как должен выглядеть Дракон Удачи». Симпатичным, но не нелепым — таково было требование режиссера.

Киноначальство было в ярости, поскольку завершение работ над головой постоянно откладывалось. Дату съемок пришлось перенести. Дракон становился очень дорогим.

В конце концов, в течение нескольких месяцев и с тоннами гипса ключевая фигура среди сказочных существ была достроена.

Отцом технической начинки Дракона Удачи был итальянец Джузеппе Тортора. Этот Леонардо да Винчи среди инженеров по марионеткам обнаружил свой талант сравнительно поздно.

Сцена знакомства Атрейу с Драконом Удачи возле обсерватории Энгивука

Сцена знакомства Атрейу с Драконом Удачи возле обсерватории Энгивука

Перед тем, как прийти в кинопроизводство, Джузеппе двенадцать лет работал в Риме в TÜV (Агентстве технического контроля) и испытывал на безопасность эспрессо-машины. В какой-то момент ему надоела такая жизнь. Он повесил серый костюм и полосатый галстук из тревиры в шкаф, надел джинсы и удобную рубашку и больше никогда не входил в свой кабинет.

Этот итальянец был прирожденным изобретателем: сначала он экспериментировал с моделями самолетов и построил самый маленький дизельный двигатель в мире. Маленькая вещь размером с пятьдесят пенни весила двенадцать граммов, и когда она дребезжала, ее мини-поршень летал вверх-вниз по цилиндру объемом в кубический сантиметр с 16000 оборотов в минуту. И когда кто-то из «Чинечитты» (итальянская киностудия. — Прим. перев.) в Риме однажды спросил Джузеппе, не хочет ли он построить что-нибудь кроме модели самолета, он сразу же согласился.

Позже он работал у Рамбальди (Карло Рамбальди — мастер по спецэффектам, обладатель трех «Оскаров». — Прим. перев.) в Голливуде и помогал наладить механические внутренности инопланетянина «E.T.». Также делом рук итальянцев были таинственные фигуры из космического корабля в «Близких контактах третьей степени». Первый большой фильм, в котором он работал в одиночку, был «Конан-варвар», а затем его пригласили в «Бесконечную историю».

Когда Джузеппе Тортора колдует со своими изобретениями, он слегка напоминает гениального Винта Разболтайло из Микки Мауса (Винт Разболтайло — персонаж диснеевского мультсериала «Утиные истории», а не приключений Микки Мауса. — Прим. перев.). Провода, пружины и моторы, кажется, не имеют смысла, только точные технические чертежи на стене показывают, что здесь работает талантливый инженер.

Вся двигательная моторика, каждый сустав был проработан и рассчитан до мельчайших деталей.

Модель Дракона Удачи в натуральную величину. Уте Тринкс наклеивает чешую

Модель Дракона Удачи в натуральную величину. Уте Тринкс наклеивает чешую

— Я не работаю наугад, — Джузеппе сдвинул на лоб очки, с помощью которых только что прочитал что-то о законах скольжения. — Я всегда рисую точные чертежи.

Дракон создал большие проблемы для мастера из Рима. Самой большой сложностью был вес монстра. Ведь трехметровая шея — самонесущая и должна выдерживать голову, которая сама по себе весит около 90 килограмм. Кроме того, на шее должен сидеть мальчик.

Способ, с помощью которого конструктор взял проблему под контроль, назывался авиационной сталью. Стоимость этого материала была в десять раз выше, чем у обычного металла, но он также отличался легкостью и чрезвычайной прочностью. Хитроумная система специальных пружин толщиной с палец повышала выносливость всей конструкции. Теперь двух средних электродвигателей было достаточно, чтобы упруго двигать голову и шею в любом направлении.

Строить хвост дракона было сложнее, потому что он должен был быть четырехметровой длины. Здесь разработчик также задействовал пружины и авиационную сталь.

Принцип, по которому хвост и шею можно было изгибать, как змею, также возник в авиастроении: это подпирающие друг друга тетраэдры. Моторы в хвосте дракона были мощными, что давало монстру огромные силы.

— Если он сделает неверное движение, — объяснил Джузеппе, приводя конструкцию в движение с помощью пульта дистанционного управления, — то разобьет декорацию на куски.

Система управления Фалькором

Система управления Фалькором

Изготовление технической начинки Дракона Удачи. Крайний справа — Джузеппе Тортора

Изготовление технической начинки Дракона Удачи. Крайний справа — Джузеппе Тортора

Тем временем, была запланирована демонстрация образца. Впервые на ней увидели и главного актера Ноя. Своей широкой американской улыбкой «в 32 зуба» он произвел несколько неестественное впечатление. Все аплодировали, но это звучало как-то вынужденно, согласно девизу: «Главное, чтобы режиссер был доволен».

Но у американского вундеркинда не было шансов против хороших актеров в ролях второго плана. Было ясно, что в будущем Петерсену придется основательно поработать с подростком.

<< Предыдущая             Следующая >>

Оглавление

➤ Об авторе и его книге

➤ Глава 1. Сюжет

➤ Глава 2. Проект

➤ Глава 3. Планирование

➤ Глава 4. Книга

➤ Глава 5. Охота на сценарий

➤ Глава 6. Автор злится

➤ Глава 7. Айхингер приступает

➤ Глава 8. Один сценарий за другим

➤ Глава 9. Автор видит красный цвет

➤ Глава 10. Большой скандал

➤ Глава 11. Немного Голливуда

➤ Глава 12. Синий экран

➤ Глава 13. Прощание со старым кино

➤ Глава 14. Первый съемочный день

➤ Глава 15. Вольфганг Петерсен

➤ Глава 16. Кто любит играть монстров?

➤ Глава 17. Атрейу

➤ Глава 18. Ночной Альб

➤ Глава 19. Воющий Лес

➤ Глава 20. Голливуд и поворот на миллионы долларов

➤ Глава 21. Гигантский лес

➤ Глава 22. Проблема с художником

➤ Глава 23. Раскадровка

➤ Глава 24. Модели

➤ Глава 25. Поиск Императрицы

➤ Глава 26. Много песка

➤ Глава 27. Болота Печали

➤ Глава 28. Большая мама

➤ Глава 29. За кинокамерой

➤ Глава 30. Рождение звезды

➤ Глава 31. Бак

➤ Глава 32. Башня из слоновой кости

➤ Глава 33. Гморк

➤ Глава 34. Последний раунд

➤ Глава 35. Бастиан

➤ Глава 36. Сюрпризы

➤ Глава 37. Эффекты

➤ Глава 38. Конец

➤ Эпилог