Бесконечная история

Реми Эйссен

Фильм «Бесконечная История». Глава 28: Большая мама

Кадр, снятый на систему «VistaVision»

Кадр, снятый камерой системы «VistaVision» (использовались для работы над спецэффектами)

— Мы снимаем в «Scope», — сказал Брайан Джонсон задолго до начала съемок.

В этом не было ничего необычного, потому что все высокобюджетные фильмы теперь выпускаются на большой экран в формате «Cinemascope». Но когда чемпион мира по спецэффектам объяснил, с какими камерами он хочет работать, боссы «Neue Constantine» пришли в легкое смятение.

— Будем использовать камеры «VistaVision», — поставил условие англичанин.

Большая часть съемочной группы никогда в глаза не видела этой системы. В памяти всплывала какая-то древняя технология шестидесятых годов, и это именно она и была.

В те времена снимали такие монументальные полотна, как «Бен Гур» и «Спартак», со все более и более широкими экранами. К сожалению, для широких кадров также необходим большой исходный материал. Любой фотограф-любитель знает: чем крупнее размер негатива, тем детализированней получается изображение. Однако у обычной 35-миллиметровой пленки в этом отношении были четкие ограничения.

У кого-то родилась гениальная идея: он создал камеру, в которой пленка двигалась не вертикально (сверху вниз), как раньше, а горизонтально. Теперь на той же 35-миллиметровой пленке было легко экспонировать формат в два раза шире — так родилась система «VistaVision». В течение многих лет эта система считалась величайшей идеей со времен изобретения пленочной камеры. Но, конечно, не обошлось без подвоха.

Камера VistaVision. На такие снимали материал для спецэффектов

Камера VistaVision. На такие снимали материал для спецэффектов

Поскольку формат был в два раза больше обычного, камеры использовали в два раза больше пленки. И даже с «VistaVision» для приготовления пищи использовалась вода. В том смысле, что даже этому гениальному устройству необходимо было экспонировать 24 кадра в секунду, что подвергало механику постоянному испытанию из-за большего потока пленки.

В начале 1960-х годов кто-то в Голливуде изобрел анаморфотную линзу (Первая анаморфотная оптическая система была разработана в 1897 году немцем Эрнстом Аббе в Германии. — Прим. перев.). С ее помощью изображение можно сжать оптическим способом в старый 35-миллиметровый формат, а затем растянуть на широкий экран. Это был конец «VistaVision». Освободившись от нее, продюсеры законсервировали свои пожирающие пленку камеры-чудовища и затолкали их обратно на склад.

Эти технические монстры собирали бы пыль и сегодня, если бы в 1975 году не появился молодой американец с новыми идеями.

Джордж Лукас из Лос-Анджелеса обнаружил, насколько хороша устойчивость изображения в старом высокоточном оборудовании. Более того, большой формат идеально подходил для его планов. Новичок хотел снять научно-фантастический фильм и использовать много новых эффектов. Все получилось отлично, и фильм, ставший итогом этого эксперимента, вошел в историю, как «Звездные войны».

Киномеханик команды «Arkadon» с деталями кинокамер «VistaVision». Баварская киностудия, павильон №1

Киномеханик команды «Arkadon» с деталями кинокамер «VistaVision». Баварская киностудия, павильон №1

К тому времени старые «VistaVision» были разбросаны по студиям по всему миру. Но внезапно этих ветеранов посчитали ключом к производству визуальных эффектов. Среди специалистов возникло настоящее соревнование, кто первым доберется до старых ящиков. Найти хорошо сохранившуюся камеру этой системы внезапно стало так же трудно, как «Голубой Маврикий» (одну из самых редких и ценных марок в мире. — Прим. перев.).

Для съемок «Бесконечной истории» «VistaVision» был идеальным форматом. Самая высокая детализация негатива — необходимое условие для того, чтобы впоследствии без проблем можно было копировать различные изображения друг на друга, как, например, в процессе работы с «синим экраном».

Брайан Джонсон использовал свои связи и нашел то, что искал. Он нашел четыре старых ящика в Италии.

Когда аппараты прибыли в «Баварию», техники не могли поверить своим глазам. Неуклюжие коробки кубической формы больше напоминали шляпные коробки, чем кинокамеры для фильма за миллионы долларов. Каждая из камер весила более ста килограмм и могла перемещаться только четырьмя сильными мужчинами. Интерфейс выглядел сложным, как у швейцарских точных часов, и ни одна из камер не работала.

По этой причине киномеханики быстро сняли все функциональные части и превратили четыре устройства в два. Так появилась «Большая Мама» — синий ящик, в который вставлялись две огромные кассеты с 600 метрами пленки, похожие на уши Сен-Бернара.

Была также конструкция, в которой кассеты выступали как два крыла вправо и влево, ласково называемая операторской бригадой «Бабочка».

Кадр, снятый на систему «VistaVision»

Кадр, снятый камерой на основе формата «VistaVision»

Диапазон оптики 50-х годов был более чем скромным. Поэтому съемочная группа взяла нормальные фотообъективы «Nikon». «Потому что у них самые красивые цвета», как утверждал Брайан. Камеры пришлось отправить обратно в Лос-Анджелес, где они были оснащены байонетами, точно откалиброванными под объективы «Nikon».

Последующая работа с «VistaVision» была столь же необычной, как и добывание устройств. Не всегда к радости оператора Йоста Вакано.

<< Предыдущая             Следующая >>

Оглавление

➤ Об авторе и его книге

➤ Глава 1. Сюжет

➤ Глава 2. Проект

➤ Глава 3. Планирование

➤ Глава 4. Книга

➤ Глава 5. Охота на сценарий

➤ Глава 6. Автор злится

➤ Глава 7. Айхингер приступает

➤ Глава 8. Один сценарий за другим

➤ Глава 9. Автор видит красный цвет

➤ Глава 10. Большой скандал

➤ Глава 11. Немного Голливуда

➤ Глава 12. Синий экран

➤ Глава 13. Прощание со старым кино

➤ Глава 14. Первый съемочный день

➤ Глава 15. Вольфганг Петерсен

➤ Глава 16. Кто любит играть монстров?

➤ Глава 17. Атрейу

➤ Глава 18. Ночной Альб

➤ Глава 19. Воющий Лес

➤ Глава 20. Голливуд и поворот на миллионы долларов

➤ Глава 21. Гигантский лес

➤ Глава 22. Проблема с художником

➤ Глава 23. Раскадровка

➤ Глава 24. Модели

➤ Глава 25. Поиск Императрицы

➤ Глава 26. Много песка

➤ Глава 27. Болота Печали

➤ Глава 28. Большая мама

➤ Глава 29. За кинокамерой

➤ Глава 30. Рождение звезды

➤ Глава 31. Бак

➤ Глава 32. Башня из слоновой кости

➤ Глава 33. Гморк

➤ Глава 34. Последний раунд

➤ Глава 35. Бастиан

➤ Глава 36. Сюрпризы

➤ Глава 37. Эффекты

➤ Глава 38. Конец

➤ Эпилог