Бесконечная история


Автор: Пол Солт.
www.screenmayhem.com, 9 апреля 2018 г.
Подбор фотоматериала: наш сайт, 2024 г.

Фрагмент интервью Тами Стронак киноблогу «Screen Mayhem»

Тами (Тамара) Стронак, апрель 2018 г.

Тами (Тамара) Стронак. Источник: @NeverendingTami

От переводчика: Как и в случае с Ноем Хэтэуэем , интервью вывалено на сайт прямиком из диктофона, без редактуры. Поскольку переводить этот «поток сознания» на литературный русский очень сложно, выкладываю только ту его часть, которая относится непосредственно к фильму.

***

Мы общаемся с актрисой из фильма «Бесконечная история», о ее роли Детоподобной Императрицы, и обо всем, что происходило позже.

Бесспорно, «Бесконечная история» является одним из классических детских фильмов 80-х годов, эпохи, когда подобные фильмы снимались в изобилии. Режиссер Вольфганг Петерсен рассказывает историю Бастиана, застенчивого мальчика-книгочея, буквально попадающего в роман о приключениях Атрейу, воина, который должен спасти волшебную страну Фантазию от Ничто.

В возрасте одиннадцати лет Тами Стронак сыграла древнюю, но вечно юную правительницу Фантазии — Детоподобную Императрицу. Мы здесь, в «Screen Mayhem», были рады поговорить с ныне уже взрослой Тами о том, как она снималась в детской классике, затем отошла от актерского мастерства и стала танцовщицей, а в итоге вернулась на экран.

Screen Mayhem: Последние несколько лет в популярной культуре царит ностальгия по 80-м годам. Это повлияло на вас?

Т.Стронак: Я заметила это, потому что я тоже часть «этого». Думаю, что когда вы взрослеете, то оглядываетесь на годы своего становления, и эти годы приобретают для вас большой вес. В детстве время шло медленнее и поэтому оно, я думаю, обладает довольно сильной притягательностью. Так что, да, я полагаю, что сейчас много ностальгии по 80-м годам, и «Бесконечная история» определенно получает в результате этого вторую жизнь.

Screen Mayhem: Что касается ностальгии: похоже, что люди действительно очень любят «Бесконечную историю». С каким чувством вы вспоминаете свой опыт исполнения роли Детоподобной Императрицы?

Т.Стронак: Оглядываюсь на него весьма положительно. Хотя, должна признать, что много лет я не думала об этом вообще. Даже хотела дистанцироваться от актерского прошлого. Я приехала в Нью-Йорк, чтобы стать танцовщицей и хореографом, и фильм не вписывался в полезную часть моего резюме для этого конкретного мира исполнительского искусства. Я очень хотела заявить о себе как о молодой взрослой артистке. Поэтому я никому не говорила, что участвовала в съемках, нигде не упоминала об этом. Потом у меня появилась дочь, и это радикально изменило все для меня на многих, многих уровнях. Я обратила внимание на искусство, которым могла бы поделиться со своей дочерью. Я заинтересовалась историями, которые могли бы положительно повлиять на нее, и все это совпало. Меня пригласили на «Comic Con» (ежегодный фестиваль поп-культуры в Сан-Диего, конвент любителей фантастики. — Прим. перев.) и я надеялась, что там будет Ной Хэтэуэй (Атрейу в «Бесконечной истории»), с которым мы очень давно не встречались. И я подумала, что будет очень весело увидеть его тридцать лет спустя. Так что, я пошла на своего рода «кофепитие с Ноем», но он, как ни странно, не приехал на «Comic Con».

Screen Mayhem: О, нет.

Т.Стронак: Но все равно было интересно. С другой стороны — неловко. Я никогда не слышала о «Comic Con». Я даже не знала, что это такое! Это четко показало, в каком нью-йоркском танцевальном пузыре я жила. Так что для меня эти мероприятия были в новинку, и было очень трогательно встретить там людей, рассказавших мне, как много для них значит «Бесконечная история». Обычно они были родителями, и их дети носили разные замечательные костюмы, над которым они вместе работали. Это был просто чудесный опыт, и он напомнил мне, как мне повезло принять участие в фильме. Также я была тронута тем, как много эта история значила для них, и я чувствовала себя очень счастливой, что смогла стать частью чего-то подобного.

Screen Mayhem: С тех пор вы воссоединились с Атрейу?

Т.Стронак: Нет, не воссоединялась. Нет, нет. Я думаю, это займет еще 30 лет. Я не знаю. Посмотрим.

Screen Mayhem: Он все еще путешествует.

Т.Стронак: Да.

««Воссоединение» с Ноем Хэтэуэем. «Winter Con», Нью-Йорк, ноябрь 2019 г.

«Воссоединение» с Ноем Хэтэуэем. «Winter Con», Нью-Йорк, ноябрь 2019 г.

Screen Mayhem: Однажды он найдет дорогу назад. Вы упомянули, что этот фильм выжил благодаря родителям, которые любили показывать его своим детям и заново открыли его для себя. А ваша дочь уже смотрела «Бесконечную историю»?

Т.Стронак: Пока нет. Хотя, она определенно очень, очень заинтересовалась этим фильмом. Недавно она сказала, что чувствует готовность посмотреть его. Дочь очень впечатлительная, и я думаю, что есть определенные фильмы, с которых она убежит с криками. Я бы не хотела, чтобы «Бесконечная история» стала одним из них. Знаю, что некоторые родители показывали «Бесконечную историю» своим четырехлетним детям, и она им понравилась. Но я знаю свою дочь и понимаю, что она будет наблюдать за мной в фильме, что добавит ей переживаний. Так что я хотела бы подождать. Я думаю, что это случится через год, когда ей исполнится восемь. Мы должны найти подходящий вечер и удачно его провести.

Screen Mayhem: Безусловно. В этой истории есть эпизоды, которые весьма меланхоличны и страшны. Думаете, это хорошо для детского фильма?

Т.Стронак: Думаю, да. Хотя, по моему личному ощущению, каждое поколение слишком сильно качает маятник в одну сторону, впадая в крайности. Например, 80-е годы в какой-то степени были временем, когда детей мало в чем ограничивали. Это было поколение детей, для которых почти не существовало закрытых дверей. Они в очень юном возрасте смотрели остросюжетные, страшные фильмы. Я и сама смотрела в детстве фильмы ужасов. Оглядываясь назад, я вспоминаю, что они вызывали у меня интерес: «Правда? Что там происходит?» Я думаю, что, следовательно, это поколение, мое поколение… я включаю и себя в эту категорию… чрезмерно опекает своих детей. Мы — родители-вертолеты. Мы парим над всем, чем занимаются наши дети, и чрезмерно защищаем их от потенциальных угроз.

Так что, я не знаю. Я просто очень хочу найти баланс между этими двумя крайностями. Я думаю, что во многом это зависит от того, детям какого возраста вы показываете фильм. Я считаю, что показывать его двухлетним слишком рано. Показывать моей дочери, когда ей было четыре года, тоже было бы рановато, но я, конечно, не рассчитываю, что смогу понять темперамент каждого ребенка. Так что, я оставила бы данный выбор на ваше усмотрение. Но что мне нравится в «Бесконечной истории», показанной в подходящее для вашего ребенка время, так это то, что без меланхолии и без опасности, избегая Болот Печали и воссоздания мира заново, вы не почувствуете всей полноты радости от победы. Мне действительно нравится это в «Бесконечной истории».

Screen Mayhem: Отчасти происходящее воспринимается так: «Ого! Этот персонаж напуган, как и я, он проходит через очень тяжелые испытания, и — о, смотрите, он только что потерял своего лучшего друга в Болотах Печали, но продолжил идти дальше. Он справился с этим. Он преодолел свой страх и добрался до счастливого финала». Полагаю, что в какой-то мере такие фильмы могут помочь детям выработать правильную реакцию на страх.

Т.Стронак: И вообще, это интересно. В детстве я любила фильмы ужасов. Честное слово любила, потому, что мне они казались абсурдными. Я считала, что в них сплошные глупости! Это было почти как катание на американских горках. Адреналин от страха был таким забавным. Теперь, будучи взрослым человеком с ребенком и читая в газетах обо всех кошмарных вещах, которые происходят вокруг, я уже не воспринимаю фильмы ужасов, как забаву, потому что они мне уже не кажутся столь нереальными. Из последних фильмов ужасов мне понравился «Get Out». На мой взгляд, он совершенен. Очевидно, что есть несколько фильмов этого жанра, которые умудряются и развлечь, и поднять адреналин, но в то же время сделаны настолько мастерски, что сразу привлекают к себе внимание.

Дочь Майя смотрит «Бесконечную историю»

Свершилось. Дочь Майя смотрит «Бесконечную историю»

Screen Mayhem: Я думаю, что лучшие из них используют распространенные среди нас страхи или переживания, чтобы мы все могли согласиться: «О, слава Богу. Это не только у меня».

Т.Стронак: Я также думаю, что один из катарсисов фильма, это возможность для зрителей прийти к общему мнению о том, кто является плохим парнем, что не всегда случается в жизни. Нам нужен опыт, когда мы все можем собраться вместе и хотя бы на короткое время преодолеть наши разногласия, объединившись на основе общего опыта и чувств: «Мы все хотим, чтобы этот парень ушел!» И напомнить себе, что работать вместе немного веселее, чем друг против друга.

Screen Mayhem: Одна из реально захватывающих вещей в «Бесконечной истории», это то, что за исключением персонажа волка, который время от времени преследует Атрейу, нет никакого антагониста как такового. Угроза — небытие. Это что-то вроде предвестника «Inside Out», (мультфильм 2015 года, в отечественном прокате — «Головоломка». — Прим. перев.) где наибольшей угрозой была перспектива оказаться забытым.

Т.Стронак: Да. Это весьма экзистенциально. Мне нравится, что у врага нет лица. Вы не можете указать на какого-то конкретного человека, или группу людей. На самом деле это апатия, отсутствие воображения и просто дефицит внимания. Я думаю, что это глубокая и важная деталь. Возможно именно потому, что это серьезная проблема, фильм настолько интересен и обладает притягательной силой. Тем более, что мы стареем. Я думаю, что окружающий мир оказывает на нас много давления и мы постоянно испытываем страх впасть в апатию, потерять надежду и силы для пересмотра решений.

Screen Mayhem: Фильм, мне кажется, обладает множеством факторов, которые определяют его долговечность. Работа с марионетками, дизайн декораций и спецэффекты великолепны. Операторская работа превосходна. Вместе с тем, впечатляет очень зрелая и тонкая игра с вашим участием и участием ваших собратьев — юных актеров. Помните ли вы, как готовились к роли и установки, которые вам давал режиссер?

Т.Стронак: Я готовилась к этой роли в моем родном городе Беркли (Калифорния), читая роман и много выступая в небольших спектаклях с общественным театром. К фильму я готовилась так же, как к этим выступлениям, и для меня это не было чем-то необычным. Конечно, масштаб отличался в большую сторону, но я прочитала роман и записала множество определений, которыми могла бы воспользоваться, если бы мне понадобилось «найти» персонажа. Затем я определилась с возрастом Императрицы. Я понимала, что она вечная и намного старше меня, но для того, чтобы у меня была конкретика, за которую можно было держаться, я сделала ее 300-летней. Так что в ее терпении и размеренности есть что-то, отличающее ее от ребенка. Она медленней и спокойней.

Итак, у меня была маленькая записная книжка, и я занесла в нее много нюансов, касающихся роли, но Вольфганг (Петерсен) очень хорошо использовал подсказки, чтобы вызывать в воображении сценарий. Он приходил и шепотом говорил тебе на ухо: «Вот где ты находишься, и вот что происходит. Вот такие будут последствия», и он словно вводил вас в транс того, что будет происходить. Это было очень, очень эффективно. Так что, он был великолепен. Он обращался со мной не как с ребенком, что я ценила. В детстве я больше всего ненавидела, когда взрослые говорили со мной сюсюкающим голосом. Я просто не могла этого вынести. Он никогда этого не делал. Он говорил со мной, как с умной, развитой личностью, и я чувствовала волнение от того, что он доверился мне, чтобы я поняла ставки и смогла подняться на этот уровень, поэтому я считаю, что он проделал действительно хорошую работу. Я думаю, что отчасти он вытаскивал постановку потому, что не допускал недооценки детей и искренне относился к ним, как к умным актерам.

Та самая записная книжка

Та самая записная книжка. Источник: @NeverendingTami

Screen Mayhem: Это интересно, потому что мы часто слышали истории о «Сиянии» Стэнли Кубрика и Дэнни Ллойде, и даже об Уильяме Фридкине и Линде Блэр.

Т.Стронак: Я тоже. Да.

Screen Mayhem: Вы слышали о том, как режиссеры лгали и убеждали маленьких актеров, что на самом деле они снимаются не в фильмах ужасов. Так что очень интересно, что Вольфганг не пытался скрыть от вас мрачную сторону фильма, когда вы снимались.

Т.Стронак: Ну, думаю, нам всем уже было по одиннадцать. Разве ребёнок в «Сиянии» четырехлетний? Сколько ему лет? Я не помню. Не могу вспомнить, сколько ему лет, но есть такой интересный момент. В 10-11 лет наступает кризисное время. Детство заканчивается, и вы вступаете в подростковый возраст, когда вы уже не ребенок, но еще не совсем взрослый. Интересно, что главные герои фильма именно такие подростки, а центральная тема — не потерять надежду и не утратить воображение — означает призыв не потерять в себе ребенка, когда ты перестаешь им быть, каким-то образом сохраняя эту часть тебя живой. 11, 12 лет — это как раз тот кризисный момент, когда вы должны принять решение о том, какой части вашего детства вы позволите сохраниться внутри себя, по мере того, как вы будете двигаться вперед, в мире взрослых.

Screen Mayhem: Согласен. У вас в начале фильма есть момент, когда отец говорит сыну: «Ты уже взрослый, перестань витать в облаках и спустись на землю», что, как мне кажется, говорят многим интровертным детям и тем, кто погружен в фантазии. Так что это действительно здорово услышать такое мнение и раскритиковать его: «Ну, если бы все так поступали, эти необыкновенные миры погибли бы».

Т.Стронак: Я думаю, что это был бы такой скучный, скучный мир. Это было бы ужасно. Но я думаю, что есть нечто радикальное в том, чтобы настаивать на сохранении воображения. Я думаю, что единственное решение множества проблем реального мира, которые у нас есть — в воображении. Ирония в том, что эта вещь, которая рассматривается как совершенно непрактичная и бесполезная, на самом деле во многом является ключом к решению глубоких проблем.

Screen Mayhem: «Бесконечная история» снималась в Германии. Очевидно, во время самого жаркого лета за двадцать пять лет. Должен признаться, я впервые увидел фильм на прошлой неделе и был очень удивлен, что вы появляетесь только в финальных сценах — ведь с идейной точки зрения вы очень важны для фильма. Но как долго вы пробыли в Берлине?

Т.Стронак: Это был не Берлин. На самом деле это студия «Бавария» в Мюнхене. Я приехала туда в начале лета и пробыла там около месяца. Потом я уехала на месяц, а к августу вернулась. То есть, в общей сложности провела на съемках около двух летних месяцев с перерывом в июле. Первые несколько недель были посвящены созданию образа Императрицы, и это было довольно потрясающе. Мы попробовали несколько великолепных причесок 80-х, которые делались с полной химической завивкой и супер-пышными волосами, что, я думаю, было бы весьма забавно, но эти варианты отклонили. Они сделали что-то более классическое. А потом я потеряла два зуба, и мне пришлось провести много времени в кабинете стоматолога, создавая своего рода зубные протезы. Потом я в перерыве между съемками поехала на месяц в Израиль, потому что у меня там много двоюродных братьев и сестер. Мне велели вообще не загорать, потому что я должна была соответствовать образу в первой сцене. Это сложно. Летом Израиль — это просто пляжный городок. Дети только и делают, что ходят на пляж, а там 150 градусов. Очень, очень жарко. Так что мне пришлось ходить в рубашках с супердлинными рукавами, шляпах и просто платках на лице и пытаться не загореть. Конечно, я немного загорела. Так что будет весело, если вы захотите найти разницу за этот месяц. В первой сцене у меня вставные зубные протезы, а во второй сцене уже нет, потому что достаточно выросли мои новые зубы. Меня предупредили не улыбаться широко, так что я практиковала скромную улыбку. Короче, у меня совершенно другие зубы, и я очень загорелая.

Screen Mayhem: Это вторая сцена после того, как вам дали новое имя. Так что, возможно, вы возродились.

Т.Стронак: Я сказала это Вольфгангу. Я сказала: «Послушайте, я больше не больна. Ко мне вернулся нормальный цвет кожи. Всё хорошо».

Screen Mayhem: Это явно сработало. Также, в 1984 году вы выпустили «Fairy Queen». Своего рода поп-пластинку с двумя чрезвычайно яркими песнями. Как это произошло?

Т.Стронак: Продвигая «Бесконечную историю», я спела на телешоу несколько баров песни «99 Red Balloons» (англоязычная версия песни «99 Luftballons» немецкой группы «Nena». — Прим. перев.), которая была большим хитом в 80-е годы. Музыкальный продюсер из Германии услышал меня, позвонил нам в тот же день, и сказал, что хочет сделать запись со мной. Но через несколько дней мы покидали Германию, поскольку находились там уже три месяца и пора было домой: начинались школьные будни. Моя мама сказала, что через четыре дня мы уедем, и нам действительно нужно торопиться. Он сказал: «Хорошо. Тогда давайте сделаем сингл. Мы просто сделаем очень маленькую запись. Две стороны. Сторона A и B. Две песни. Я подготовлю сегодня вечером песни, а затем мы запишем одну завтра и одну на следующий день, после чего вы можете лететь домой». Мы так и поступили. Это был самый быстрый проект за всю историю. Он всех просто взвинтил. Это было безумие.

Screen Mayhem: Я читал, что именно ваши родители приняли решение о том, чтобы отвлечь вас от актерской профессии, опасаясь негативного влияния, которое может оказать голливудское окружение на юных актеров. Вас это устраивало?

Т.Стронак: Да. Я думаю, что с Голливуда немного облетела позолота после всей этой фигни с Вайнштейном и движениями «Me Too» и «Time's Up», но я думаю, что издалека он все еще может выглядеть весьма гламурно и волшебно. И я думаю, что когда ты находишься внутри этой машины, то в ней могут быть очень, очень разрушительные элементы. После «Бесконечной истории» мы получили кучу сценариев, и они были странными. Это были не те сценарии, которые меня вдохновляли. Я прочитала их и подумала: «Не хочу этим заниматься». Некоторые из них были очень жестокими. В одном даже имелась обнаженная натура. Я сказала: «Я не знаю, сможем ли мы соориентироваться в этой среде и найти адекватных людей, в интересах которых сохранить мою творческую искру». С которыми вы не станете товаром и во многих отношениях не будете сексуализированы прежде, чем повзрослеете и станете к этому готовы.

Итак, мы много говорили об этом, и для меня было важно иметь возможность контролировать процесс своего взросления, чтобы его не определяли для меня посторонние люди. Так что это было очень продуманное семейное решение. К счастью для меня, у меня было очень много интересов в области искусства. Я любила танцевать, я любила петь, я любила играть. Так что это было не очень сложно. Я просто перенаправила свою энергию в танцы, и это оказалось весьма плодотворно. Я чувствую, они приучили меня к дисциплине. Танцы — это одна из самых дисциплинирующих вещей, которыми можно заставить заниматься своего ребенка. Это может уберечь его от многих неприятностей. Я очень люблю, когда дети танцуют, потому что для того, чтобы быть хорошим танцором, требуется немало самоотдачи и сосредоточенности. Лично для меня это закончилось приобретением замечательного фундаментального и стабилизирующего занятия, которое привело меня во взрослую жизнь.

Теперь я хочу вернуться к актерской профессии. Я думаю, что безумно пытаться вернуться к актерскому мастерству в 40 лет, когда Голливуд говорит женщинам, что в таком возрасте им надеятся особо не на что, но мне лично нравятся донкихотские амбиции.



Все интервью:

➤ Интервью продюсера Бернда Айхингера журналу «Cinema». № 5, май 1984 года.

➤ Интервью режиссера Вольфганга Петерсена немецкому журналу «Cinema». № 5, май 1984 года.

➤ Интервью режиссера и актеров изданию «Entertainment Weekly». 18 декабря 2019 г.

➤ Мнение о фильме автора книги, писателя Михаэля Энде

➤ Ной Хэтэуэй, мальчик-герой. Интервью журналу «Starlog». № 86, сентябрь 1984 г.

➤ Интервью Ноя Хэтэуэя поклонникам сериала «Battlestar Galactica», 14 августа 2005 г.

➤ Чем занят Ной Хэтэуэй? Интервью журналу «Stern», 16 сентября 2007 г.

➤ Интервью Ноя Хэтэуэя газете «The News Tribune», 5 августа 2015 г.

➤ Интервью Тами Стронак порталу «Yahoo Movies», 4 апреля 2017 г.

➤ Интервью Тами Стронак сайту «addictedtomedia.net», 17 августа 2017 г.

➤ Фрагмент большого интервью Тами Стронак киноблогу «Screen Mayhem», 9 апреля 2018 г.

➤ Фрагмент интервью актера Баррета Оливера журналу «Starlog», август 1986 г.