Бесконечная история

Актер Баррет Оливер

Барретт Оливер (слева) с американским художником- фотореалистом Чаком Клоузом. 2012 г.

Баррет Оливер (слева) с американским художником-фотореалистом Чаком Клоузом (05.07.1940 — 19.09.2021). 2012 г.

Баррет Спенсер Оливер (Barret Spencer Oliver) — американский фотоэксперт и бывший актер. Исполнитель роли Бастиана в фильме «Бесконечная история».

Родился 24 августа 1973 г. в Лос-Анджелесе (США, штат Калифорния), в семье дизайнера интерьеров и адепта так называемой «Церкви Саентологии» Кента Форреста Оливера. Мать, Кэтлин Оливер, домохозяйка, в 80-е годы была менеджером Баррета и его старшего брата Кайла Джозефа, 1970 года рождения.

В настоящее время родители разведены. Мать живет в Лос-Анджелесе, отец — в Клируотере (Clearwater, штат Флорида), «духовном центре» саентологов.

Учеба

В 1978 году Баррет Оливер стал учеником «нулевого» класса частной школы района Лос-Фелис, которая с 1974 г. по 1985 г. называлась «Apple School» и тесно сотрудничала с «Церквью Саентологии». Директор Бонни Бишоп и значительная часть нанятых ею учителей разделяли идейные воззрения основателя «церкви» Л.Р. Хаббарда, а большинство учеников были детьми местных саентологов. В школе господствовали принципы обучения, разработанные Хаббардом и систематизированые в его методическом руководстве «Основное учебное пособие».

Стоимость обучения в «Apple School» к середине 80-х годов колебалась от 2600 до 4100 долларов в год, при этом 15% доходов перечислялись штаб-квартире саентологов за право использования их «методичек».

Баррет Оливер на снимке в школьном фотоальбоме. «Apple School», 2-й класс, 1981 год.

Баррет Оливер на снимке в школьном фотоальбоме (второй ряд снизу, третий справа). «Apple School», 2-й класс, 1981 год.

Увеличенный фрагмент. Снимок также использовался в фильме «D.A.R.Y.L.»

Увеличенный фрагмент. Снимок также использовался в фильме «D.A.R.Y.L.»

Когда Бишоп уволилась с должности директора и приглашенные ею учителя ушли вместе с ней, число учащихся сократилось с 335 до 74, поскольку многие саентологи увели своих детей.

Профессиональная карьера

В конце 1970-х друг семьи, имеющий связи в Голливуде, познакомил с кинобизнесом старшего брата Кайла. Серьезных успехов тот не добился, получив лишь три небольшие роли на телевидении, в 1978 и 1982 годах. Однако именно благодаря Кайлу у Баррета появился интерес к актерскому мастерству и он начал регулярно посещать прослушивания на роли в кино и на телевидении.

В интервью журналу «Starlog» (август 1985 года) Баррет Оливер сказал: «Когда мне было около шести лет, мой брат уже был актером. Поэтому я спросил свою маму, могу ли я тоже стать актером. Когда она ответила «да», я начал играть. Моей первой работой стал рекламный ролик игрушки, которая называется "Сиди и крути". После этого я снялся еще в рекламе и в паре телешоу».

В 1980 г. Баррет получил маленькую роль суперскаута в телесериале «Галактика 1980» («Galactica 1980»), спин-оффе фантастического сериала «Звездный крейсер "Галактика"» («Battlestar Galactica»).

За последующие два года он сыграл несколько эпизодических ролей в малоизвестных за пределами США постановках, из которых можно выделить сериал «Невероятный Халк» («The Incredible Hulk»). Баррет появился в эпизоде под названием «Ветеран».

Первая роль. Телевизионный сериал «Галактика 1980», эпизод «Космический мяч». 1980 г.

Первая роль. Телевизионный сериал «Галактика 1980», эпизод «Космический мяч». 1980 г.

Сериал «Рыцарь дорог», эпизод «Рыцарь Феникса». В роли Бадди. 1982 г.

Сериал «Рыцарь дорог», эпизод «Рыцарь Феникса». В роли Бадди. 1982 г

В ноябре 1982 г. Баррет стал претендентом на роль Бастина — одного из главных героев «Бесконечной истории». Он произвел сильное впечатление на кастинг-директора Анну Гросс, но его кандидатуру первоначально отклонили из-за слишком юного возраста и незрелости для этой роли.

В марте 1983 г., после повторного прослушивания и встречи с режиссером Вольфгангом Петерсеном, его окончательно утвердили на роль Бастиана. Она стала единственным громким успехом в кинокарьере молодого актера.

В 1984 г. Баррет Оливер работал с начинающим режиссером Тимом Бертоном над короткометражкой «Франкенвини» — вольным переложением фильма «Франкенштейн» для детской аудитории. В этой мистической комедии он исполнил роль юного вундеркинда Виктора Франкенштейна, оживляющего своего погибшего пса Спарки.

На съемочной площадке Баррет оказался в заботливом окружении опытных актеров.

Так, мать Виктора сыграла Шелли Дюваль, известная ролью Венди Торренс в «Сиянии» Стэнли Кубрика (1980 г.), а сестру — София Коппола, дочь режиссера Фрэнсиса Форда Копполы и однокурсница актера Ноя Хэтэуэя во Французском лицее Лос-Анджелеса. Роль отца Виктора получил Дэниел Стерн, в творческом багаже которого были фильмы «Воспоминания о Звездной пыли» режиссера Вуди Аллена и «Забегаловка» Барри Левинсона (номинация на «Оскар»).

Из-за мрачной атмосферы фильм целых 8 лет «пролежал на полке», а Бертона уволили со студии «Дисней» с формулировкой «пустая трата рабочей силы и денег».

На съемках мистической комедии «Франкенвини»

С Тимом Бертоном (крайний слева), Шелли Дюваль и Дэниелом Стерном на съемках мистической комедии «Франкенвини», 1984 г.

На премьере фильма «Кокон». Академический театр Беверли Хиллз, 21 июня 1985 г.

На премьере фильма «Кокон». Академический театр Беверли Хиллз, 21 июня 1985 г.

В 1985 году Баррет сыграл небольшую роль внука одного из главных героев в завоевавшей популярность у советского зрителя фантастической киноленте Рона Ховарда «Кокон» (Cocoon). Фильм получил два «Оскара» в номинациях «Лучший актёр второго плана» (Дон Амичи) и «Лучшие визуальные эффекты». Позднее (1988 г.) вышло продолжение фильма с участием заметно повзрослевшего Баррета Оливера.

В том же 1985 году на экраны вышел детский фантастический фильм «D.A.R.Y.L.» австралийского режиссера Саймона Уинсера. Баррет Оливер играет в нем подростка с искусственным разумом, созданного государственной компанией «TASCOM».

Эксперимент финансировался военными с намерением создать «суперсолдата». Хотя физически Дэрила нельзя было отличить от обычного десятилетнего мальчика, его мозг на самом деле представлял собой сверхсложный микрокомпьютер с уникальными возможностями.

Несмотря на большие надежды, фильм не добился кассового успеха. Однако за главную роль в нем Баррет Оливер стал лауреатом премии «Сатурн» Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films) в категории «Лучший молодой актёр» (1986 г.).

Кадр из фильма «D.A.R.Y.L.».

Кадр из фильма «D.A.R.Y.L.» режиссера Саймона Уинсера.

Помимо этого, он четырежды номинировался на премию, присуждаемую Фондом молодого актёра (Young Artist Foundation): в 1983 году за роль Кью Круга в сериале «Семейство Круг», в 1985 году за роль Артура Нили в сериале «Путь на небеса» и Бастиана в фильме «Бесконечная история», в 1986 году — за роль Дэрила в фильме «D.A.R.Y.L.».

«Я думаю, что сниматься весело, но одновременно это работа, — рассказал Барретт в интервью журналу "Starlog" (1985 год). — В "D.A.R.Y.L." была сцена, где мне пришлось замерзнуть до смерти, а они даже не использовали ее. Это расстраивает. Но я не жалею, что решил стать актером. Кроме того, если мне перестанет нравиться эта профессия, то я в любое время могу остановиться».

Последним фильмом, в котором снялся Баррет, стала комедия 1989 года «Сцены классовой борьбы в Беверли-Хиллз» режиссера Пола Бартела.

Вне кинематографа

В том же году, 16-летний Баррет оставляет киноиндустрию и полностью меняет образ жизни. Как вспоминает бывший ученик «Apple School» и друг Баррета, графический дизайнер Марк Хедли, с этой целью он присоединился к «Морской организации» (The Sea Organization), элитному отделению «Церкви Саентологии». Поскольку несовершеннолетние могли вступить туда только с письменного согласия родителей, очевидно, что столь радикальный поворот случился не вопреки воле последних.

С родителями и старшим братом на премьере фильма «D.A.R.Y.L.».

С родителями и старшим братом на премьере фильма «D.A.R.Y.L.». Фото из японского журнала, 1986 г.

С 1 октября 1989 года по 1 мая 1990 г. Баррет Оливер посещал курсы по таким дисциплинам, как «Программа профессионального обучения», «Обращение с опасной окружающей средой» (людьми, скептически относящимися к саентологии), «Новая эра дианетики», «Брак» и т.д.

Не окончив школу, стал сотрудником «Международного центра знаменитостей» (Scientology’s Celebrity Center International, Голливуд), созданного для приобщения к саентологии известных актеров, политиков, бизнесменов, спортсменов и т.д.

Длительное время жил и работал в штаб-квартире саентологов «Золотая база», расположенной посреди пустыни в 90 километрах от Лос-Анджелеса. Был руководителем «Отдела талантов» в «Golden Era Productions» — организации, производящей рекламную продукцию, ознакомительные лекции, обучающие фильмы и другие материалы, связанные с «духовными трудами» Хаббарда.

На руководящей должности Баррет Оливер пробыл недолго. Он раскритиковал систему и был отправлен на «программу реабилитации» (Rehabilitation Project Force, RPF) в лагере «Счастливая долина» (Happy Valley). Многие критики саентологии характеризуют RPF, как программу принудительного труда и повторной идеологической обработки, сравнимую с советской системой ГУЛАГа.

В роли Дикона Сауэрби, сына садовника. Съемки телевизионного фильма «Таинственный сад». 1987 г.

В роли Дикона Сауэрби, сына садовника. Съемки телевизионного фильма «Таинственный сад». 1987 г.

В возрасте 16 лет. 1989 г.

В возрасте 16 лет, после съемок комедии «Сцены классовой борьбы в Беверли-Хиллз», 1989 г.

В 2006 году Баррет Оливер числился «Членом почетного списка» (Member on the Honor Roll) «Международной ассоциации саентологов» (IAS). По некоторым данным, для получения этого «звания» необходимо перечислить организации не менее 20 000 долларов США или привести 20 новых членов.

В настоящее время занимается исторической фотографией в Лос-Анджелесе. Перед этим изучал коллоидный процесс XIX века у художника Стефана Беркмана и проходил обучение у фотографов Коула Вестина и Джорджа Тиса.

Стал одним из 10 фотографов-экспериментаторов, представленных в 2007 году на ежегодной выставке «Silverstein Photography» (SPA). Многие его работы пользуются успехом, выставляются в музеях и на выставках, используются в кино.

В 2007 году английское издательство «The Bardwell Press» выпустило книгу Баррета Оливера «История вудберитипии: первый успешный процесс фотохимической печати Уолтера Бентли Вудбери» (A History of the Woodburytype: The First Sucessful Photochemical Printing Process of Walter Bentley Woodury).

Историк и почетный профессор Принстонского университета Питер Баннелл отметил, что книга «расширяет понимание того, как фотография стала значимым элементом современной массовой культуры».

Баррет Оливер (слева в жилетке) — «лучший друг жениха» на саентологической свадьбе. «Золотая база», 1992 год.

Баррет Оливер (слева в жилетке) — «лучший друг жениха» на саентологической свадьбе. «Золотая база», 1992 год.

В дополнение к созданию печатных изданий для художников, Оливер работает с «Институтом сохранения Гетти» (Getty Conservation Institute, GCI), каталогизируя процесс фотопечати девятнадцатого века с помощью реконструкции и научного анализа. Эти усилия привели к первому в истории документированию многих неясных, но важных разработок в области фотографических технологий.

Информация о взаимоотношениях с саентологами после 2006 г. отсутствует. По крайней мере штатным сотрудником он больше не является, т.к. в соответствии с уставом организации они не имеют права зарабатывать на стороне.

Личная жизнь

В возрасте 19 лет женился на подруге по убеждениям Сэнди Вудерсон, которая развелась с ним, когда он находился на «реабилитации». В настоящее время о семейном положении Оливера ничего не известно. От общения с прессой он уклоняется, интервью о своем прошлом и настоящем не дает.

Награды и номинации:

1986 год — Премия «Сатурн» в категории «Лучший молодой актер» («D.A.R.Y.L.», Дэрил).

Четыре номинации на премию «Молодой актер» («Young Artist Awards»):

1983 год — за лучшую юную мужскую роль в сериале («Семейство Круг», Кью Круг);
1985 год — за лучшую юную мужскую роль в сериале («Путь на небеса», Артур Нили) и в кинофильме («Бесконечная история», Бастиан);
1986 год — за лучшую юную мужскую роль в кинофильме («D.A.R.Y.L.», Дэрил).

Фильмография:

Кинофильмы:

1982: Джекилл и Хайд… Снова вместе (Jekyll and Hyde… Together Again), ребенок;
1982: Поцелуй меня на прощание (Kiss Me Goodbye), мальчик;
1983: Необычайная отвага (Uncommon Valor), мальчик;
1984: Бесконечная история (The NeverEnding Story), Бастиан;
1984: Приглашение в ад (Invitation to Hell), Робби Уинслоу;
1984: Франкенвинни (Frankenweenie), Виктор Франкенштейн;
1985: Дэрил (D.A.R.Y.L.), подросток с искусственным разумом Дэрил;
1985: Кокон (Cocoon), Дэвид;
1988: Кокон: возвращение (Cocoon: The Return), Дэвид;
1989: Сцены классовой борьбы в Беверли-Хиллз (Scenes from the Class Struggle in Beverly Hills), Вилли Саравиан.

Телевизионные фильмы:

1982: Семейство Круг (The Circle Family), Кью Круг;
1986: Собачий секрет (Spot Marks the X), Кен Миллер;
1987: Таинственный сад (The Secret Garden), Дикен Сауэрби;

Телевизионные сериалы:

1980: Галактика 1980 (Galactica 1980). Эпизод «Космический мяч», роль суперскаута;
1981: Невероятный Халк (The Incredible Hulk). Эпизод «Ветеран», роль Джимми;
1982: Рыцарь дорог (Knight Rider). Эпизод «Рыцарь Феникса», роль Бадди;
1983: Любовь, Сидней (Love, Sidney). Эпизод «Вечеринка-сюрприз», роль неизвестного;
1983: Лотерея! (Lottery!). Эпизод «Сан-Диего — Бинго!», роль неизвестного;
1984: Путь на небеса (Highway to Heaven). Эпизод «Прикоснуться к Луне», Артур Нили;
1984: В поисках утраченной любви (Finder of Lost Loves). Эпизод «Портреты», Мэтью Пауэлл;
1985: Сумеречная зона (The Twilight Zone). Эпизод «Грамма», Джордж;
1987: Рассказы и легенды (Tall Tales & Legends). Эпизод «Легенда Сонной лощины», Хендрик Ван Тассель;
1988: Хуперман (Hooperman). Эпизод «Я и мистер Магу», Энтони.



Все биографии:

➤ Бернд Айхингер, продюсер

➤ Вольфганг Петерсен, режиссер

➤ Ной Хэтэуэй, актер

➤ Баррет Оливер, актер