Бесконечная история

Реставрация фильма в Германии компанией «CinePostproduction GmbH»

Специалист компании «CinePostproduction» за работой по удалению артефактов

Специалист компании «CinePostproduction» за работой по удалению артефактов

Первую попытку реставрации «Бесконечной истории» предприняло мюнхенское отделение компании «CinePostproduction GmbH» по заказу «Constantin Film» в 2012 году. Работу посвятили памяти продюсера Бернда Айхингера, который ушел из жизни годом ранее.

Восстановленный фильм был представлен 26 сентября 2013 года. Он сразу же подвергся критике за низкую детализацию (к этому привело слишком агрессивное шумоподавление) и перенасыщенные цвета.

Спустя 6 лет фильм был восстановлен повторно. Этому способствовало появление в компании новой реставрационной группы и совершенствование инструментов для обработки исходного материала. Очередное издание увидело свет 5 декабря 2019 года, заслужив позитивные отзывы поклонников «Бесконечной истории».

Проект удалось реализовать при поддержке Федерального агентства по финансированию кинопроизводства (Filmförderungsanstalt) и Уполномоченного в области сохранения немецкого кинематографического наследия Федерального управления по культуре и средствам массовой информации (BKM).

Чтобы получить достаточное количество исходного материала, отсканировали две пленки: немецкую версию продолжительностью 102 минуты и международную версию продолжительностью 94 минуты.

Единственная подходящая для обработки немецкая версия была доступна только в виде промежуточного позитива (Duplicate Positive, DP). С его помощью в 1984 году получали дубль-негативы, с которых тиражировали копии фильма для проката.

Оригинальный негатив был доступен только в виде международной сокращенной версии.

Отсканированный исходник (пленка)

Отсканированный исходник (пленка)

Реставрация. Blu-ray 2019 года

Реставрация. Blu-ray 2019 года

Качество немецкой пленки оставляло желать лучшего. Она отличалась худшей четкостью, меньшей цветовой насыщенностью и высокой зернистостью.

Чтобы получить наилучший результат, в качестве основы для реставрации был использован оригинальный негатив (международная версия), а промежуточный позитив (немецкая версия) использовался только для тех фрагментов, которые отсутствовали в оригинале.

Основываясь на оценке тестовых сканированных изображений, технический директор «CinePostproduction» Якоб Дитц вместе со специалистом по обработке пленок Фрэнком Рольфингом определил в качестве формата сканирования разрешение 4,5k с глубиной цвета 16 бит. Целью было без потерь оцифровать всю информацию c пленки при максимальном уровне детализации.

Чтобы добиться от некоторых проблемных кадров наилучшего качества, потребовались значительные дополнительные усилия. Команда решила сканировать их с разрешением до 5k, чтобы получить лучшую основу для обработки.

Очистка пленки от физических загрязнений в «CinePostproduction GmbH»

Очистка пленки от физических загрязнений в «CinePostproduction GmbH»

Как негатив, так и промежуточный позитив содержали широкий спектр дефектов, которые требовали полного набора инструментов для редактирования. Материал был проанализирован, в частности, на предмет загрязнения, царапин, зернистости пленки, перепадов яркости, нестабильного состояния изображения, «стоячих пятен» и других категорий для обработки.

«CinePostproduction» выполнила покадровую реставрацию изображения, используя специально разработанную для этого проекта технологию восстановления. В ее основе лежал созданный компанией набор инструментов для цифровой постобработки пленочного материала под названием «ReFine».

После анализа каждого отдельного кадра их относили к одной из восьми категорий и подвергали различным типам обработки с помощью соответствующих инструментов «ReFine»: «Подавление мерцания», «Удаление грязи», «Управление зерном» и «Стабилизация».

Собственные разработки обеспечили эффективную и точную регулировку колебаний яркости, стабильности изображения, удаления грязи или уменьшения зернистости пленки без повторного создания артефактов в процессе обработки.

Отсканированный исходник (пленка)

Отсканированный исходник (пленка)

Реставрация. Blu-ray 2019 года

Реставрация. Blu-ray 2019 года

Коррекция цвета также потребовала много времени. Надо было проанализировать внешний вид различных копий фильмов — на пленках, видеокассетах, записях телеэфира и DVD. Колорист Мейке Вейманн вспоминал об этом:

«Когда дело касается реставрации, очень важно почувствовать цветовую схему пленки того времени, поскольку сейчас уже практически нет материалов, которые сохранили оригинальное качество. Например, копии для кинотеатров с годами подвержены «дрейфу» цвета, а старые оцифровки сделаны с использованием устаревших телевизионных стандартов и не обязательно отражают произведение в его первоначальной версии».

В нескольких сценах фильма части промежуточного позитива и исходного негатива нужно было объединить в одном кадре, чтобы добиться максимально качественного результата.

«Constantin Film» заказал не только версию в стандартном динамическом диапазоне (SDR), но и версию с расширенным динамическим диапазоном (HDR). Старший колорист Алеша Хоффманн в ходе многодневной интенсивной работы реализовал обе версии, используя систему градации цвета «Baselight».

«Бесконечная история» в пленочном сканере

«Бесконечная история» в пленочном сканере

Изначально фильм выпустили на крупных платформах VoD (видео по запросу) премиум-класса и подарочных дисках Blu-ray с разрешением Full HD. Однако к лету 2021 года был также произведен мастеринг в Ultra HD. Новое двухдисковое издание увидело свет 1 июля 2021 года.



Все детали:

➤ Сцена с добрым великаном Парментером, не включенная в обе версии фильма

➤ Основные различия немецкой и международной версий фильма

➤ Места натурных съемок «Бесконечной истории» в канадском Ванкувере

➤ Коллекционные фигурки киногероев и книга-раскраска

➤ «Бесконечная история» в форматах Full HD и 4K Ultra HD

➤ «Бесконечная история» в СССР (1986 год)

➤ «Бесконечная история» в советской прессе

➤ Реставрация фильма в Германии компанией «CinePostproduction GmbH»